ПОСЛАНИЕ
ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ОБ ИНВЕСТИЦИОННОМ КЛИМАТЕ
В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Уважаемые коллеги!

Инвесторы и предприниматели!


Сегодня я обращаюсь к предпринимательскому сообществу, органам государственной власти и органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым с Посланием об инвестиционном климате в Республике Крым.

Обеспечение устойчивого социально-экономического развития Республики Крым является главной задачей системы органов государственной власти Республики Крым

Ключевую роль здесь играет последовательное проведение сбалансированной инвестиционной политики, направленной на создание бизнес-среды, благоприятной для развития предпринzимательства, вложений капитала и реализации инвестиционных проектов. Все это, в конечном счете, обеспечивает приток инвестиций в экономику Крыма.

Хочу отметить результаты, достигнутые в инвестиционной сфере, обозначить направления и приоритеты инвестиционной политики, определить ключевые задачи, которые необходимо реализовать в нынешнем году в целях привлечения инвестиций и улучшения условий ведения бизнеса в Республике Крым.

В прошлом году экономика Российской Федерации столкнулась с серьезными проблемами, вызванными как внешними, так и внутренними экономическими факторами. К сожалению, Республика Крым не стала исключением.

В 2015 году республика развивались в условиях определенных системных сложностей, таких как:

  • недостаточная обеспеченность стратегически важными ресурсами: сырьевыми, водными и энергетическими;
  • высокая зависимость производителей Республики Крым от поставок сырья и комплектующих;
  • низкая доступность кредитных ресурсов, жесткие требования к условиям получения потребительских и производственных кредитов;
  • высокий износ и неудовлетворительное состояние объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения;
  • ограничение экспорта продукции предприятий Республики Крым в страны ЕС;
  • недостаточная транспортная доступность региона;
  • недостаточная конкурентоспособность производимой продукции.

Перечисленные факторы повлияли на развитие базовых отраслей экономики республики, в которых наблюдаются как положительные, так и отрицательные тенденции.

Прирост промышленного производства в 2015 году по сравнению с 2014 годом составил 12,4% и был обеспечен ростом добычи полезных ископаемых на 2,9%, производства и распределения электроэнергии, газа и воды на 14,9%, обрабатывающего производства - на 14,9%.

В то же время, производство сельскохозяйственной продукции снизилось на 13,4%. Это произошло за счет сокращения производства животноводческой продукции на 19,3% (трудности по доставке молодняка и качественных кормов), а также снижения на 8,4% производства продукции растениеводства (из-за нехватки воды для полива, посевные площади под овощи и картофель в хозяйствах населения уменьшены на 30,8%. Аномальные морозы в январе 2015 года оказали влияние на валовой сбор винограда, который снизился на 16,9%).

Наблюдается рост в строительной отрасли. Предприятиями Республики Крым за 2015 год выполнено строительных работ на сумму 2303,1 млн. руб., что в сопоставимых ценах на 73,9 % больше уровня 2014 года. Объем введенного в эксплуатацию жилья составил 249,2 тыс. кв.м.

Оборот розничной торговли за 2015 год составил 194,6 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 5,3% меньше уровня 2014 года.

Индекс потребительских цен в декабре 2015 года по отношению к декабрю 2014 года составил 127,6%, в том числе на продовольственные товары – 130,7%, непродовольственные товары – 118,8%, услуги – 128,5%.

В 2015 году доходы консолидированного бюджета Республики Крым составили 104 млрд. руб., из них налоговые и неналоговые поступления – 31,4 млрд. руб. (годовые плановые показатели выполнены на 110,7%), поступления из федерального бюджета – 72,6 млрд. руб.

Прибыльными организациями, удельный вес которых составил 61,8% в общем количестве предприятий республики, получено 12,9 млрд. руб. прибыли. Основная доля общей суммы прибыли сформирована предприятиями промышленности (30,2%), торговли (20,2%), транспорта и связи (17,8%) и сельского хозяйства (17,3%).

В 2015 году в экономику республики вложено 31,5 млрд. руб. инвестиций в основной капитал.

Среднемесячная начисленная заработная плата штатного работника в декабре 2015 года составила 30 222 руб., что на 39,8% выше уровня декабря 2014 года и в 4,3 раза превышает уровень минимальной заработной платы (7042 руб.).

Уровень зарегистрированной безработицы на конец декабря 2015 года составил 0,8%, что в 2,3 раза меньше, чем на начало года.

Среди основных достигнутых результатов в инвестиционной сфере отмечу следующее.

Моим Указом утверждена Инвестиционная декларация Республики Крым, которая разработана в соответствии со стандартами Агентства стратегических инициатив, и устанавливает принципы взаимодействия органов государственной власти Республики Крым с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также базовые гарантии для осуществления инвестиционной деятельности.

В целях выработки единой инвестиционной политики, рассмотрения инвестиционных проектов и содействия решению проблем, возникающих в ходе их реализации, в республике создан Совет по улучшению инвестиционного климата.

В 2015 году проведено 16 заседаний Совета, в ходе которых проработаны вопросы улучшения бизнес-климата в регионе, проблемные вопросы, с которыми сталкиваются инвесторы в ходе реализации проектов. Рассмотрены 67 инвестиционных проектов, одобрены 57 проектов. 10 проектов направлены на доработку.

На постоянной основе функционирует инвестиционный портал Республики Крым (invest-in-crimea.ru). Он дает наглядное представление о ресурсной базе и инфраструктуре региона, потенциальных направлениях для инвестирования, инвестиционных предложениях и площадках.

Мною поставлена задача полной модернизации портала с учетом современных стандартов и лучших практик субъектов Российской Федерации. Необходимо обновить его дизайн и сделать более информативным. Инвестиционная карта должна получить базовый слой с современной картографией и новые справочные информационные слои.

Инвесторам должны быть предложены механизмы электронной подачи заявок и документов на реализацию инвестиционных проектов через заключение инвестиционных соглашений и получение статуса участника свободной экономической зоны.

В рамках комплексной программы учета и управления инвестиционными проектами инвестор через «личный кабинет» должен отслеживать статус своего обращения и получать актуальную информацию по рассмотрению и сопровождению своего проекта.

Инициаторы инвестиционных проектов (предложений) в интерактивном режиме должны получить возможность размещения на портале информации по своим проектам с целью поиска потенциальных партнеров. А инвесторы, ознакомившись с реестром инвестиционных предложений, должны в удаленном режиме принимать решение относительно инвестирования в конкретные проекты на территории Крыма.

Обновленный портал будет презентован в апреле текущего года на Ялтинском международном экономическом форуме.

Определенная работа ведется по подготовке инвестиционных площадок, которые позволят перевести работу с инвесторами на более высокий уровень. Инвестору будут предложены объекты и земельные участки государственной формы собственности, оформленные с учетом необходимых требований правового, технического и документального плана.

Первые 20 инвестиционных площадок будут презентованы на Ялтинском международном экономическом форуме, а порядка 200 площадок мы планируем подготовить к концу года.

Сформированный реестр площадок будет размещен на обновленном сайте.

Внедрен Порядок рассмотрения обращений инвесторов (далее-Порядок), который предусматривает четкую процедуру рассмотрения таких обращений, регламентирует сроки их рассмотрения и заключения инвестиционных соглашений, определяет перечень документов.

Порядок позволяет оказывать реальное содействие инвесторам в реализации проектов на территории Крыма путем предоставления государственных и муниципальных земельных участков и имущества, оказания организационной и административной поддержки.

В 2015 году в рамках Порядка подписаны инвестиционные соглашения и начата реализация 52 инвестиционных проектов с объемом инвестиций свыше 48,8 млрд. рублей в сфере энергетики, промышленности, сельского хозяйства, туризма, рыбоводства, спорта и транспорта. Планируется создание порядка 3000 рабочих мест.

В стадии подготовки к подписанию инвестиционных соглашений находятся 96 проектов с объемом инвестиций порядка 137 млрд. рублей.

В числе крупнейших реализуемых инвестиционных проектов:

  • проекты по реконструкции ТЭЦ в городах Керчь, Симферополь и Саки стоимостью 31 млрд. рублей, реализуемые АО «Крымтеплоэлектроцентраль»;
  • проект по развитию виноделия на базе собственности Республики Крым в пгт Коктебель стоимостью 1 165 млн. рублей, реализуемый ООО «Крымская лоза»;
  • проект по созданию современного винодельческого предприятия с полным циклом производства в Симферопольском районе стоимостью 1 050 млн. рублей, реализуемый ООО «Агровектор-Крым»;
  • проект по строительству цементного завода в Керчи стоимостью 939 млн. рублей, реализуемый ООО «Генинвест»;
  • проект по созданию завода по производству металлических опор освещения в Керчи стоимостью 650 млн. рублей, реализуемый ООО ПКФ «Промснабресурс Крым»;
  • проект по строительству спортивно-оздоровительного комплекса «Нельсон» с аквапарком в городе Симферополе стоимостью 403 млн. рублей, реализуемый ООО «СПОРТ ИНВЕСТ».

Сопровождение реализации проектов, а также консультирование инвесторов осуществляет Государственное автономное учреждение Республики Крым «Центр инвестиций и регионального развития».

По моему поручению подготовлены и внесены изменения в Порядок рассмотрения обращений инвесторов с целью повышения его эффективности. В частности, сокращен срок рассмотрения проектов с 90 до 45 рабочих дней, перечень предоставляемых инвесторами документов сокращен с 17 до 8, упрощено технико-экономическое обоснование, установлены четкие требования к инвесторам и проектам.

В конце 2015 года создано АО «Корпорация развития Крыма», в задачи которого входят подготовка земельных площадок и объектов имущества с необходимой для инвестора инфраструктурой, а также создание индустриальных парков. Работа этой организации позволит существенно улучшить инвестиционный климат в регионе.

Промышленные (индустриальные) парки рассматриваются в качестве одного из основных инструментов повышения экономической активности в городах Бахчисарай, Евпатория и Феодосия.

Создание инфраструктуры индустриальных парков будет обеспечено за счет средств федерального бюджета в рамках Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года»; строительство промышленных производств на их территориях – за счет привлеченных инвестиционных и кредитных средств.

Задачи, которые ставятся перед руководителями и сотрудниками министерств и государственных комитетов, органов местного самоуправления, АО «Корпорация развития Крыма» и Государственного автономного учреждения Республики Крым «Центр инвестиций и регионального развития»:

  • оказание максимального внимания и предоставление необходимого уровня сервиса инвестору. Это выражается в заинтересованности и способности решения проблем, связанных с реализацией инвестиционных проектов;
  • максимальная открытость и оказание инвестору всяческого содействия как на этапе выбора объекта и места инвестирования, так и на этапе реализации проекта;
  • обеспечение принятия необходимых распорядительных документов;
  • содействие в получении разрешений и согласований, необходимых для реализации инвестиционных проектов.

В рамках обеспечения сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна» обращаю внимание руководителей АО «Корпорация развития Крыма» и Государственного автономного учреждения Республики Крым «Центр инвестиций и регионального развития» на необходимость проведения работы согласно новым стратегическим целям и задачам. Необходимо учитывать лучшие практики и опыт подобных организаций в других субъектах Российской Федерации.

Особое значение для Крыма имеют проекты, направленные на развитие импортозамещения. Основная задача - обеспечить продовольственную безопасность региона за счет продукции собственного производства.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина, а также с целью наращивания объемов производства импортозамещающей продукции на территории Республики Крым, повышения ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, обеспечения продовольственной безопасности, а также оказания государственной поддержки предприятиям, зарегистрированным на территории Республики Крым, распоряжением Совета министров Республики Крым от 19.01.2015 № 4-р, утверждён План мероприятий по одействию импортозамещению на 2015 - 2017 годы.

План включает 55 мероприятий, сгруппированных в блоки «организационные мероприятия» и «меры стимулирования предприятий и организаций».

Организационные мероприятия направлены на выработку рекомендаций по организации производства импортозамещающей продукции, формирование имиджа и продвижение продукции, ориентированной на экспорт, на внешние рынки; постоянный мониторинг цен на социально значимые продовольственные товары; развитие ярмарочной и рыночной торговли.

Меры стимулирования малого бизнеса и предприятий реального сектора экономики включают оказание финансовой поддержки через механизм удешевления кредитов, возмещение широкого спектра затрат крымским сельхозтоваропроизводителям (это приобретение семян, закладка и уход новых садов и виноградников, многолетних эфиромасличных и лекарственных насаждений, строительство систем капельного орошения, субсидирование животноводства, а также оказание поддержки крестьянским (фермерским) хозяйствам) и др.

На промышленных предприятиях реализуются проекты по выпуску импортозамещающей продукции:

  • ПАО ЭМЗ «Фирма СЭЛМА»: трансформаторы, сварочные полуавтоматы, выпрямители, установки для аргонодуговой сварки, пульты, акссесуары сварочные, реостаты балластные, конверторы сварочные;
  • АО «Завод «Фиолент»: электроинструмент;
  • АО «Пневматика»: пневмоприводы и пневмоавтоматика, пневмоцилиндры, котельное оборудование, компрессоры, пенопласт, фильтрующие элементы, гидрооборудование.
  • Сельскохозяйственными предприятиями за счет собственных ресурсов реализуются крупные проекты, такие как:
  • проект по закладке 700 га яблоневого сада и строительству хранилища с РГС на 25 тысяч тонн в Кировском районе стоимостью 3,5 млрд. рублей, реализуемый ООО «Фрукты Старого Крыма»;
  • проект по развитию плодоводства с замкнутым циклом производства в Симферопольском районе стоимостью 1,1 млрд. рублей, реализуемый ООО «ЯРОСВИТ-АГРО»;
  • проект по созданию свиноводческой фермы на 2,5 тысячи голов свиноматок в Симферопольском районе стоимостью 750 млн. рублей, реализуемый АООО «Южная»;
  • проект по реконструкции мясоперерабатывающего комплекса в Симферопольском районе стоимостью 240 млн. рублей, реализуемый ООО МПК «Скворцово».

Действует Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2017 годы. В рамках этой программы осуществляется государственная финансовая поддержка крымских сельхозтоваропроизводителей. В 2015 году поддержка была направлена на предоставление субсидий для возмещения затрат по закладке новых садов и виноградников, многолетних плодовых и ягодных насаждений, а также уходу за ними; на строительство капельного орошения; на развитие животноводства и др. Общий объем поддержки - порядка 685 млн. рублей.

Знаковыми событиями прошлого года стали открытие животноводческого комплекса в Первомайском районе и запуск первого в Крыму современного высокотехнологичного завода по производству автоклавного газобетона в Симферополе.

Производственные площади завода «Массивъ» по производству автоклавного газобетона и стеновых панелей составляют 8,5 тыс. кв. м. Создано 150 рабочих мест. В настоящее время завод производит до 400 куб. м газобетона в сутки. При выходе на полную мощность объем производства возрастет до 600 куб.м в сутки. ООО «Газобетонные технологии», реализующий проект, является участником свободной экономической зоны.

Проект по строительству животноводческого комплекса, реализованный ООО «Крым Фарминг», предусматривает создание дойного стада на 3 тысячи голов с продуктивностью 9 тысяч кг молока от коровы в год и производство экологически чистого молочного сырья в объеме 27-30 тысяч тонн. Создано 140 рабочих мест.

 

Одной из основных сфер экономики Крыма является малый и средний бизнес. Фактически каждый четвертый работающий крымчанин занят в этой сфере. В республике зарегистрировано более 88 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса.

В целях развития данной сферы приняты два важных закона Республики Крым: о развитии малого и среднего предпринимательства и об уполномоченном по защите прав предпринимателей. Принята республиканская программа развития малого и среднего предпринимательства до 2017 года.

Обеспечивается работа основных институтов поддержки предпринимательства. «Фонд микрофинансирования предпринимательства Республики Крым» и «Крымский гарантийный фонд поддержки предпринимательства» предоставляют предпринимателям льготные кредиты и поручительства. «Крымским государственным фондом поддержки предпринимательства» оказывается консультационная и информационно-консультационная поддержка.

С начала своей деятельности ГУП РК «Крымский гарантийным фонд поддержки предпринимательства» предоставило 61 поручительство. Это позволило привлечь около 400 млн. руб. кредитных средств.

Фондом микрофинансирования предпринимательства Республики Крым выдано 113 льготных микрокредитов на общую сумму около 70 млн. руб. Кроме того, в период чрезвычайной ситуации на территории Республики Крым Фонд микрофинансирования предпринимательства ввел новый микрозайм по программе «Генератор» под 5% годовых.

Проведен Конкурс на получение грантов начинающими субъектами малого предпринимательства Республики Крым, в результате которого 45 победителям предоставлены гранты на общую сумму 26 млн. рублей.

Также проведены серии информационных и разъяснительных семинаров для предпринимателей об условиях ведения бизнеса в Крыму. Всего информационно-консультационная и образовательная поддержка оказана более 4,5 тыс. человек.

С целью широкого освещения мер, направленных на развитие предпринимательства в Республике Крым, функционирует и постоянно обновляется информационно-консультационный портал для предпринимателей (www.business-rk.ru).

В то же время, условия для развития предпринимательства у нас в Крыму пока еще недостаточно комфортны. В числе основных задач:

  • упрощение процедур открытия и закрытия бизнеса - они должны быть максимально простыми и понятными;
  • снижение нагрузки на бизнес со стороны контролирующих органов;
  • постоянная и целенаправленная работа по устранению административных барьеров;
  • создание Крымского республиканского бизнес-инкубатора для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания услуг, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, в том числе консультационных, бухгалтерских и юридических услуг, а также проведения образовательных тренингов и семинаров;
  • размещение всех объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства на одной площадке и предоставление государственной поддержки по принципу «одного окна»;
  • внедрение нового механизма - субсидирования до 50 % затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг).


Не могу не отметить успехи региона по обеспечению функционирования свободной экономической зоны, созданной на территории Республики Крым с 1 января 2015 года. Она предусматривает особенности в сфере земельных отношений, строительства, особый режим предпринимательской деятельности, ряд преференций для инвесторов, а также возможность применения процедуры свободной таможенной зоны.

Консультирование, прием и рассмотрение документов потенциальных участников СЭЗ осуществляется на постоянной основе. Мы также организуем подписание договоров и работу Экспертного совета по вопросам СЭЗ.

Эти меры уже дают результат. В 2015 году заключено 304 договора на участие в СЭЗ, еще 24 находятся в стадии рассмотрения и подготовки к подписанию. Общий объем капитальных вложений по уже заключенным договорам составляет порядка 73 млрд. рублей. Планируется создание более 23 тысяч рабочих мест.

В рамках СЭЗ началась реализация ряда крупных проектов, среди которых:

  • проект по реконструкции и техническому перевооружению Судостроительного завода «ЗАЛИВ» стоимостью 2 130 млн. рублей;
  • проект по строительству рекреационно-оздоровительного комплекса с гостиницей апартаментного типа, аквапарка и коттеджного городка «Итальянская деревня» в Черноморском районе стоимостью 2 090 млн. рублей, реализуемый ООО «Инвестиционная строительная компания «ВСК-ИНВЕСТ»;
  • проект по выращиванию винограда и зерновых культур в Сакском районе стоимостью 623 млн. рублей, реализуемый ООО «Легенда Крыма»;
  • проект по строительству тепличного комбината в Симферопольском районе стоимостью 399 млн. рублей, реализуемый ООО "Крымский тепличный комбинат".

Обозначенные выше результаты по количеству проектов и объемам инвестиций позволяют утверждать о достаточной эффективности Крымской СЭЗ.

Мы ожидаем, что СЭЗ станет ключевым инструментом экономического развития региона и отдельных отраслей производства, создаст новые возможности в сфере развития предпринимательства, будет способствовать открытию новых производств, снижению цен, повышению качества товаров и услуг, развитию конкурентной среды. Также возрастет количество новых рабочих мест и заработная плата. Все это имеет мультипликативный эффект.


Важное место в нашей работе занимает продвижение инвестиционного потенциала региона, в том числе, путем проведения имиджевых мероприятий, двухсторонних встреч, а также участия республики в подобных мероприятиях, проводимых на материковой части России и за рубежом.

В апреле 2015 года совместно с ООО «Деловая Россия» и ООО «Прокси Центр» проведен первый Ялтинский международный экономический форум.

В Форуме приняли участие порядка 600 представителей власти, бизнеса, экспертов, из них – 34 представителя иностранных компаний из 13 стран: Италии, Словении, Японии, Китая, Чехии, Швейцарии, Греции, Израиля, Индии, Ирландии.

Форум стал уникальной площадкой для развития инвестиционных возможностей и продвижения конкретных проектов. Эта новая традиция будет продолжена в 2016 году. Уже создан Организационный комитет по подготовке и проведению второго Форума, подготовлена его концепция, сформирован план соответствующих мероприятий, создан сайт Форума, потенциальным участникам уже рассылаются приглашения.

Инвестиционный потенциал региона был представлен в экономической столице Саудовской Аравии г. Джидда в рамках «Роуд-шоу российских регионов», Международного инвестиционного форума «Сочи-2015», Ярмарки иностранных инвестиций Китая и других мероприятий.

На постоянной основе проводятся двухсторонние встречи с представителями бизнеса. В рамках этих встреч представляется вся актуальная информация относительно возможностей сотрудничества и преференций инвесторам.

Особое внимание уделяется внедрению Инвестиционного стандарта, который регламентирует деятельность органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.

На сегодняшний день подтверждено выполнение 3 из 15 положений Инвестиционного стандарта. Это наличие Совета по улучшению инвестиционного климата и каналов прямой связи инвесторов и руководства субъекта; принятие инвестиционной декларации региона.

На заседаниях экспертной группы по внедрению Инвестиционного стандарта обсуждены и находятся в стадии проработки ряд мероприятий, которые касаются создания единого регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна», ежегодного обновления плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры, других важных вопросов.

В ближайшее время на рассмотрение экспертной группы будут вынесены следующие вопросы:

  •  создание специализированного двуязычного интернет-портала об инвестиционной деятельности;
  •  принятие нормативного акта, регламентирующего процедуру оценки регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативных правовых актов, затрагивающих предпринимательскую деятельность;
  • принятие нормативного правового акта (нормативных правовых актов) субъекта Российской Федерации о защите прав инвесторов и механизмах поддержки инвестиционной деятельности и другие.

Надеюсь, что все они будут приняты экспертами и в 2016 году мы завершим внедрение Инвестиционного стандарта!


Не менее важной задачей является внедрение лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, который оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса. Методология Рейтинга включает в себя 50 показателей по четырем направлениям: «Регуляторная среда», «Институты для бизнеса», «Инфраструктура и ресурсы», «Поддержка малого предпринимательства», которые учитывают количественные и качественные характеристики, а также удовлетворенность бизнес-сообщества действиями региональных и федеральных органов власти.

Республика Крым, как и город федерального значения Севастополь, не вошли в результаты Национального рейтинга состояния инвестиционного климата по причине действовавшего в 2014 году переходного периода и недостаточного количества респондентов. Отсутствие субъектов Крымского федерального округа в этом рейтинге не означает низкую оценку инвестиционного климата.

Мы получили хорошие результаты по следующим показателям Рейтинга:

  • «Количество запрошенных дополнительных документов у предприятия в год (шт./год)» (показатель по Республике Крым - 0,4; лучший результат в Рейтинге - 0,7);
  • «Время постановки на кадастровый учет (дни)» (показатель по Республике Крым - 21,4; лучший результат в Рейтинге - 27,0);
  • «Оценка мер государственной финансовой поддержки (средний балл)» (показатель по Республике Крым 3,6; лучший результат в Рейтинге - 3,5).

В то же время, по ряду показателей Республика Крым имеет слабые позиции:

1. «Среднее количество проверок в год (шт./год)» (показатель по Республике Крым - 2,1; худший результат в Рейтинге - 2,5).

2. «Доля компаний, столкнувшихся с давлением со стороны органов власти или естественных монополий (%)» (показатель по Республике Крым - 37,3; худший результат в Рейтинге - 28,3).
Необходимы срочные и эффективные меры по снижению административного давления на бизнес и сокращению количества проверок. К этой задаче прошу подключиться уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Крым и Прокуратуру Республики Крым. Надо совместно проанализировать ситуацию с плановыми и внеплановыми проверками за 2015 год и подготовить предложения по улучшению ситуации.
Министерство экономического развития Республики Крым должно подготовить предложения по закреплению на законодательном уровне механизмов защиты инвесторов в регионе и обеспечения гарантий их прав. Также необходимо расширить роль Совета по улучшению инвестиционного климата Республики Крым в разработке инициатив по улучшению инвестиционного климата в регионе.

3. «Оценка доступности кредитных ресурсов (средний балл)» (показатель по Республике Крым - 2,1; худший результат в Рейтинге - 2,6).

 

Это низкий результат и нам необходимо совместно с кредитно-финансовыми учреждениями, осуществляющими деятельность на территории Крыма, провести дополнительную работу в данном направлении.

В 2016 году также необходимо сконцентрировать внимание и направить усилия на повышение эффективности работы для повышения результатов по следующим показателям Рейтинга:

  • Эффективность процедур по регистрации прав собственности;
  • Административное давление на бизнес;
  • Качество информационной поддержки инвесторов и бизнеса;
  • Качество и доступность инфраструктуры;
  • Качество и доступность финансовой поддержки;
  • Качество организационной, инфраструктурной и информационной поддержки малого предпринимательства;
  • Эффективность нефинансовой поддержки малого предпринимательства;
  • Эффективность финансовой поддержки малого предпринимательства.

Обращаюсь к руководителям исполнительных органов государственной власти, ведомств и организаций Республики Крым и прошу изучить позиции региона по результатам Национального рейтинга. Надо проанализировать лучшие практики субъектов Российской Федерации и разработать мероприятия по соответствующим показателям в рамках отраслевой компетенции.

Министерству экономического развития Республики Крым необходимо сформировать «дорожную карту» внедрения лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата и вынести ее на рассмотрение Организационного штаба по улучшению инвестиционного климата в республике до конца марта 2016 года.

Хочу особо отметить, что улучшение инвестиционного климата на территории Республики Крым - задача не только исполнительных органов государственной власти, но и естественных монополий, обеспечивающих доступ к важнейшим ресурсам и услугам энергетики, транспорта и связи, Очень важна и работа инвестиционных уполномоченных на местах.

Несмотря на сложившуюся ситуацию с ограниченностью водных и энергетических ресурсов, мы должны создать необходимые условия и обеспечить реализацию инвестиционных проектов на территории Республики Крым.

За улучшение инвестиционного климата особую ответственность несут главы муниципальных образований в Республике Крым. В 2016 году вашими основными задачами будут: внедрение стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, сопровождение инвестиционных проектов как на этапе рассмотрения, так и на этапе реализации, а также подготовка качественных инвестиционных площадок.

 

Безусловно, дальнейшее долгосрочное развитие инвестиционной сферы невозможно без утверждения Инвестиционной стратегии Республики Крым и принятия эффективного инвестиционного законодательства.

В рамках созданной рабочей группы по разработке инвестиционной стратегии проведена значительная работа - подготовлена аналитическая информация, проведен swot-анализ инвестиционного потенциала региона, сформированы предложения исполнительных органов государственной власти Республики Крым и муниципальных образований, которые лягут в основу документа.

Стратегия определит приоритеты и общий вектор инвестиционного развития на долгосрочную перспективу, ключевые направления инвестиционной политики и мероприятия по улучшению бизнес-климата в регионе, упрощению условий ведения бизнеса, снижению административных барьеров.

Ведется разработка Стратегии социального и экономического развития Крыма. Это ключевой документ, который расставит приоритеты развития и определит первоочередные задачи на основе имеющегося ресурсного потенциала региона.

Государственный контракт на выполнение научно-исследовательской работы по разработке стратегии уже заключен. Проект стратегии планируется разработать к маю текущего года, после чего будет начата процедура по ее согласованию и утверждению в установленном порядке.

Разработан проект закона Республики Крым «Об инвестиционной деятельности в Республике Крым» с учетом положений федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Нормы закона определят полномочия органов власти в инвестиционной сфере, основные меры поддержки инвестиционной деятельности финансового и организационного характера, обязанности и гарантии инвесторов, установят требования и критерии к инвестиционным проектам.

Среди основных механизмов поддержки инвесторов - предоставление преференций по республиканским налогам, государственные гарантии, предоставление государственного имущества и земельных участков для реализации проектов, сопровождение проектов.

Проект закона в ближайшее время будет вынесен на обсуждение с общественностью и экспертным сообществом для последующего представления в Государственный Совет Республики Крым.


 

Подводя итог сказанному, перечислю ключевые задачи, которые нам предстоит решить в текущем году:

  • Принятие базового закона Республики Крым в сфере инвестиционной деятельности.
  • Завершение разработки и утверждение Инвестиционной стратегии Республики.
  • Обеспечение эффективного функционирования свободной экономической зоны.
  • Повышение кадрового потенциала сотрудников профильных исполнительных органов государственной власти, муниципальных образований и организаций по вопросам привлечения инвестиций и работе с инвесторами.
  • Завершение внедрения в Крыму Стандарта по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.
  • Формирование и реализация «дорожной карты» внедрения лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата.
  • Развитие механизмов государственно-частного партнерства, в том числе принятие необходимых нормативных правовых актов, организация и проведение образовательных семинаров в сфере ГЧП.
  • Развитие потенциала АО «Корпорация развития Крыма» и повышение эффективности работы ГАУ РК «Центр инвестиций и регионального развития».
  • Подготовка концепции и разработка проектно-сметной документации по созданию индустриальных парков на территории Республики Крым.
  • Формирование на базе объектов имущества и земельных участков инвестиционных площадок для реализации инвестиционных проектов.
  • Завершение обновления и запуск инвестиционного портала Республики Крым.
  • Активизация взаимодействия с федеральными органами власти в целях привлечения средств из федерального бюджета в рамках мероприятий федеральных целевых и государственных программ для развития Республики Крым.
  • Установление взаимодействия и развитие сотрудничества с инвестиционными фондами, частными и государственными институтами развития в целях привлечения средств (инвестиций) для реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов на территории нашего региона.
  • Разработка и реализация мероприятий по формированию благоприятного инвестиционного имиджа и продвижению экономического, инвестиционного и экспортного потенциала Республики Крым.


 

Прошу всех приложить максимум усилий для создания благоприятной среды для ведения бизнеса и привлечения инвестиций в Крым.

Как показывает опыт, задачи по улучшению инвестиционного климата могут быть решены только при системной, целенаправленной, активной и инициативной работе власти, бизнеса и гражданского общества.


 

Спасибо за внимание!

Глава Республики Крым

Сергей Аксенов